Вступительная статья по
рисованию
В этой
статье я хочу рассказать, как и с чего начал учиться рисовать. Через какие
этапы и проблемы прошел, с чем столкнулся. Попытаюсь дать советы и поделиться
своими наработками в этой области. Они не являются каким-то эталоном или
догмой, это просто то, к чему я пока что пришел. Сразу хочу сказать, что эта
статья (впрочем, как и все остальные в этом разделе) адресована тем, кто еще
только начинает рисовать и хочет научиться этому самостоятельно, но не знает с
чего начать. Три с лишним года назад я сам вступил на этот путь, не имея
возможности учиться в какой-нибудь художественной школе. Тогда мне очень нужно
было знать направление, в котором двигаться, и волновал вопрос - а возможно ли
вообще научиться рисовать, не имея врожденного таланта (коим я, на мой взгляд,
не обладаю). К сожалению, единственный источник информации - Интернет (книжек в
таком количестве, как сейчас, я тогда у нас найти не мог) не давал ответов на
вопросы, и мне пришлось пробираться через эти дебри самостоятельно. Сейчас, кое
что зная и понимая, мне хочется помочь и поддержать тех, кто только еще
начинает учиться рисовать. Прошу профессионалов сильно не критиковать возможные
недочеты, а по возможности подсказать и исправить, что здесь не так. Ну что же,
начнем.
Самое
главное, что стоит понять так это то, что если вы можете проводить линии по
бумаге, значит, вы можете рисовать. Это факт. И отсутствие таланта вам в этом
не помешает. Да, его наличие очень сильно вам поможет, но и без него вы сможете
добраться до вершин, которые сейчас кажутся недоступными. Главное - это наличие
упорства и терпения. Может быть, это звучит немного странно, но основной
противник, с которым вам предстоит бороться, это не отсутствие таланта, а ваше
собственное сознание и окружение.
Знаете, что
по настоящему мешает рисовать? То, что вы не верите в свои способности и
возможности. То, что не даете своему увлечению прорваться наружу и рисовать,
рисовать, рисовать, не обращая внимания на окружающих и их мнение. Очень часто,
человек, подсознательно, сам мешает себе рисовать хорошо. Из-за чего? А вот
рассмотрим такой пример: дети в садике рисуют, каждый так, как видит. И у
кого-то получается либо чуть лучше, либо чуть ни так, как у остальных и вот над
ним начинают смеяться и издеваться. И в конце концов, ребенок начинает считать
что он рисовать не умеет, что проще рисовать плохо, чем страдать из-за чужой
зависти и т.д. Тоже самое может происходить из-за неверного подхода
воспитателей и родителей. Так что первое, что вы должны научиться делать, если
хотите рисовать - это перестать постоянно оценивать свои работы и бояться
нарисовать что-нибудь что не понравится окружающим. Конечно, искать ошибки и
огрехи в своих произведениях надо, но делать это объективно. В конце концов, до
поры до времени свои работы вы можете просто никому не показывать : ).
Второе, чему
вы должны научиться - это избавиться от стереотипов и начать думать свободно,
своим рисунком пытаться выразить некоторую мысль, оживить рисунок, вдохнуть в
него частичку какого-нибудь чувства. Потому что, как бы не был технично он
нарисован, если рисунок "пустой", то никто не обратит на него
внимания. Вы должны пытаться сказать что-то, выразить свою мысль. Это касается
любого стиля рисования - классического, мультяшного, комиксного, анимешного и
т.д. Рисунок должен жить и говорить сам по себе.
Перестаньте
постоянно сравнивать себя с профессиональными художниками. Перестаньте считать,
что если у вас не получается нарисовать Алукарда так, как он нарисован в манге
или аниме, то вы ничего не умеете. Поймите самое главное - большинство этих
людей: а). Скорей всего в детстве рисовали все, что не попадя, не обращая
внимания ни на что остальное б). Окончили художественное учебное заведение (а
большинство и не одно). в). Зарабатывают на этом деньги и рисуют каждый день не
меньше 5-6 часов.
Честное
слово, если бы вы прошли такой путь, то рисовали бы ничуть не хуже. И не надо
здесь все сваливать на отсутствие таланта. Сравнивать себя с ними, примерно то
же самое, что пытаться "раскачаться" как Арнольд Шварценейгер, имея
под рукой только набор гантель. Идите своим путем, рисуйте, как вам самим
нравится и вы достигнете очень больших высот (никогда не устану это повторять).
Ну вот,
больше я писать про ломку сознания не буду, а уделю внимание уже практической
части. На последок, хочу посоветовать: обязательно найти и прочитать книгу,
посвященную вопросу изменения сознания: Бэтти Эдвардс "Художник внутри
вас" (Betty Edwards "Drawing On The Artist Within").
Для того,
чтобы достичь успехов в рисовании, вам надо постоянно практиковаться. Вы должны
помнить, что каждый раз, беря в руки карандаш или ручку и рисуя хоть что-то,
ваши навыки обязательно увеличиваются. И количественные изменения рано или
поздно переходят в качественные. Самое главное, делать это почаще.
Первое, чему
стоит уделять внимание - это постановка руки. Практикуйтесь хотя бы раз в день
по 5-10 минут. Для себя я выбрал такие упражнения:
- Рисование окружностей и эллипсов
(как по часовой стрелке, так и против). При этом надо стараться сделать
так, чтобы не было "швов", т.е. место соединения начала линии и
конца выглядело монолитным. Эллипсы стоит рисовать под разными углами и в
разных направлениях.
- Рисование горизонтальных и
вертикальных линий (от себя и к себе). Старайтесь думать только о начале и
конце линии, и следить, чтобы линия сильно не прогибалась. Делайте и
быстрые и медленные линии, "легкие" и "тяжелые".
Экспериментируйте.
- Рисование параллельных линий (не
важно, прямых или кривых). Наверное, одно из самых трудных, но и полезных
упражнений. Оно состоит в том, что вы рисуете какую-нибудь линию (прямая,
кривая, окружность, эллипс, квадрат и т.д.), а потом пытаетесь рядом с ней
(внутри или снаружи) провести точно такую же параллельную ей линию.
- Медленное и быстрое рисование.
Модификация, когда предыдущие упражнения выполняются в разных темпах.
- Рисование отзеркаленных линий.
Подобно третьему упражнению, но вторая линия проводится, как зеркальное
отражение первой.
Упражнение
по "убийству" мозга. Очень часто, трудно начать рисовать - в голове
постоянно жужжит мысль, что ничего не получится, что ничего не выйдет и т.д. В
этом случае хорошо помогает такое упражнение: рисование в слепую. Берется
листок бумаги. Вы выбираете объект для изображения и начинаете рисовать, не
отводя от него взгляда, а карандаша от бумаги. При этом линию надо вести как
можно медленней. При регулярном выполнении такого упражнения, ваш мозг, в
конечном счете, устанет "критиковать" (типа, что это за ерундой ты
тут занимаешься) и не будет постоянно оценивать и мешать рисовать.
Чтобы
научиться рисовать, вы должны делать это достаточно постоянно. Но возникает
вопрос: а что и как? Я выбрал для себя такую схему: с фотографии, с натуры, по
памяти, конструирование. Эти приемы чередуются, чтобы не "замыливать"
взгляд и восприятие. Обычно на каждый прием затрачивается неделя - две, после
чего я перехожу к практике следующего и т.д.
- Рисунок по
фотографии.
Стоит использовать только в том случае, если нет совсем никакой
возможности рисовать с натуры. Сразу хочу предупредить об опасности
рисовать с фотографии - вы можете начать просто срисовывать и потеряете
способность "оживлять" ваш рисунок. Т.е. будете копировать, без
всякого творчества. По возможности, не увлекайтесь простым рисованием с
фотографии. Лучше делать следующим образом: выбирается изображение (в
журнале или просмотрщике) и за две минуты делается набросок с целью
ухватить самое основное. Потом берется следующий рисунок, и все
повторяется раз 10. Время на рисунок можно варьировать от 1 до 3 минут.
- Рисунок с натуры. Основная проблема
здесь в том, что человека на эту роль найти проблематично (либо деньги
платить, либо домашних от дел отрывать), а бытовые вещи начинающим
рисовать совсем не интересно. Но здесь я все-таки советую напрячься и
обязательно выполнять это упражнение, потому что из всех оно наиболее
эффективное. Лучше всего будет, если рисунок с натуры полностью вытеснит
рисование с фотографии.
- Рисование по
памяти.
Является вариацией первых двух упражнений. Выбираете объект, который
будете рисовать. Затем рассматриваете в течение минуты-двух пытаясь
запомнить максимум деталей, потом рисуете несмотря на него. Можно
подглядывать, но как можно реже. Так вы научитесь запоминать и видеть
важные, определяющие детали.
- Конструирование. Здесь вы ни
срисовываете, ни рисуете по памяти. Здесь вы придумываете то, что рисуете
самостоятельно. Самое интересно и сложное упражнение. Думаю, комментарии
здесь излишни.
Умения,
которые, на мой взгляд, стоит в себе вырабатывать.
- Четкие, профессиональные линии и
полный контроль над карандашом.
- Умение контролировать
"легкость" и "тяжесть" штриха.
- Умение ровно и красиво делать
штриховку.
- Умение разбивать объект рисования
на составляющие.
- Умение работать с пространством и
делать перспективные искажения.
- Умение видеть тени, блики и
рисовать их.
- Умение выделять главные детали.
- Умение вдохнуть жизнь в рисунок.
Думаю, на
первый раз достаточно. Статья, должно быть, получилась достаточно сумбурная, и
со временем я ее отредактирую, добавив или убрав некоторые моменты. Но пока,
думаю, этого будет достаточно.
|